
Велосипед — комфортный вид транспорта, который доставляет положительные эмоции и помогает поддерживать спортивную форму. Все плюсы езды достигаются не только благодаря качеству модели и марки, но и исправного состояния конструкции.
Уход за велосипедом включает в себя очищение и смазку в течение всего периода катания. Только внимательный подход ко всем составляющим позволит наслаждаться каждой поездкой.
С большим выбором велосипедов различных типов можно ознакомиться на нашем сайте:
- Горные велосипеды
- Детские и подростковые велосипеды
- Городские велосипеды
- Женские велосипеды
- Шоссейные велосипеды
Для чего необходимо ухаживать за велосипедом
Своевременный осмотр ключевых узлов, замена износившихся деталей и сохранение в рабочем состоянии всех составных частей позволит владельцу не тратить большие суммы на ремонт и продлит срок службы модели. Опытный велосипедист знает, что ходовая часть двухколесного транспорта не терпит грязи, песка и грунта.
Грязь, которая смешалась со смазкой на цепи, превращается в опасный абразив. Со временем он приводит в негодность цепь и затрудняет движение. Во втулку при несвоевременной очистке может забиться песок, что становится причиной скорого износа подшипников. Поэтому все подвижные составляющие байка требуют тщательной смазки и регулярной чистки.
Своевременное затягивание необходимо для втулок, резьбовых болтов и шатунов, так как любая неподвижная часть велосипеда со временем разбалтывается. Следить стоит и за полым пространством под болтом — туда может забиться пыль и грязь, из-за чего велосипед начнет громко скрипеть.
Что стоит проверять
Чтобы поездки на велосипеде радовали, а в пути не случалось непредвиденных ситуаций, конструкция требует своевременной проверки. Она не занимает много времени, но здесь важна регулярность. Правильный уход за велосипедом включает серии осмотров: ежедневные, перед поездкой, а также еженедельные и ежемесячные.
Проверка до выезда обязательно включает осмотр тормозов и руля. Первые должны четко срабатывать при нажатии рычага и иметь неизношенные колодки. Тормозная поверхность всегда должна быть сухой и чистой. Во втором важно правильное расположение. Перед поездкой также важно проверять устойчивость крепежей. Руль регулируется на подходящую для велосипедиста высоту, но не может подниматься выше ограничительной линии.
В инструкции, как ухаживать за велосипедом, говорится и о проверке давления в шинах. Достаточно накаченные колеса позволяют обеспечить удобство катания, но и перекачивать их не стоит — рекомендуется придерживаться установленного для вашего типа шин показателя давления.
Более тщательный еженедельный осмотр включает следующие этапы:
- Проверка регулировки тормозов. Слежение за качеством их срабатывания гарантирует меньший износ и длительную службу.
- Подтягивание шатунов к каретке. От их крепления зависит точность передачи крутящего момента на звезды. Чаще проверка работы требуется высокоскоростным шоссейникам.
- Проверка болтовых и эксцентриковых креплений. Все крепления колес, руля, седла, крыльев, тормозов и навесов должны быть плотно затянуты и не двигаться при сильном нажатии.
- Смазка деталей при необходимости. Еженедельно нужно осматривать составные части велосипеда на наличие смазки для легкости хода.
До и после сезона к обязательным мероприятиям добавляются проверки следующих частей:
- втулки на наличие дефектов и неисправностей;
- целостность ободьев и спиц;
- отсутствие повреждений в звездочках;
- измерение степени износа цепи.
Как ухаживать за цепью велосипеда: регулярность и правила
Смазка цепи проводится только при чистой конструкции. После мытья должно пройти примерно несколько часов, чтобы узлы просохли. Чаще всего в велосипеде смазывают ходовую часть.
Очищение и смазка цепи — один из важнейших этапов ухода. Все потому, что загрязненная цепь уменьшает четкость переключения передач, при этом повышая трение в звеньях цепи и усложняя передвижение.
Для очищения цепи достаточно иметь обычную щетку, но предпочтительнее купить машинку. Пользоваться можно той же смывкой, что и для велосипеда. При помощи машинки со смывкой уход за цепью велосипеда занимает 2-3 минуты. Главное преимущество машинки в том, что она тщательно убирает грязь внутри звеньев.
После чистки все протирается сухой тряпкой, а затем обрабатывается тефлоновой смазкой. Благодаря ее полимерному составу, после высыхания жидкости остается основа, которая отвечает за плавное скольжение. Смазки на других основах лучше не выбирать — в них жидкость не высыхает до конца, собирая грязь и пыль даже при сухой погоде. Тефлоновые растворы такого не допускают.
Уход за тормозами
Ухаживать за тормозами — не так сложно, как может показаться на первый взгляд. При осмотре важно уделять внимание только двух моментам: очищению и замене колодок.
- Нужно регулярно заниматься чисткой тормозов, особенно колодок. После езды по загрязненной местности в углублении между колодками и ободом или диском скапливается песок, пыль и другая грязь. Все это нужно убрать, а после протереть составные части. Попадание воды на них нежелательно. Но при необходимости, например, если на покрытие попало масло и другим способом его не очистить, допустимо и средство ухода за велосипедом на водной основе.
- Нельзя оставлять без внимания замену колодок. Они быстро изнашиваются, особенно если велосипедом часто пользуются. Это актуально как для ободных, так и для дисковых моделей. Гидравлика выходит из строя еще быстрее, так как плотность соприкосновения с диском или ободом сильнее. Многие производители советуют проводить замену колодок, когда толщина уменьшится до 2 мм и менее.
Но одного правильного ухода для качественного торможения недостаточно. На это также влияет погода: в дождь и снег тормоза работают намного хуже.
Таким образом, верно установленные и настроенные тормоза велосипеда смогут прослужить долго, особенно при регулярном уходе и своевременной наладке.
Уход за переключением передач
Велосипед с одной передачей — явление сейчас очень редкое. В большинстве моделей предусмотрена трансмиссия с несколькими передачами, которая включает внешний кассетный, внутренний планетарный или комбинированный механизмы.
Разберем особенности каждого вида:
- Обычно предпочтение отдают внешнему набору кассет с системой переключения. Он нуждается в регулярном уходе и смазке, потому что подвергается негативному воздействию внешней среды. Также механизм часто оборудуется деталями из пластика, который не отличается прочностью и плохо переживает соприкосновение с агрессивными составами. Для обслуживания лучше позаботиться о наличии специальных щадящих очищающих составов.
- Планетарные механизмы встречаются реже, так как они обычно дороже и сложнее. Но ухаживать за такими проще. При этом в случае поломки стоимость ремонта будет очень высокой. Для смазки механизмов этого типа применяют трансмиссионные масла.
- Комбинированные типы объединяют в себе качества первого и второго механизма, а стоят дороже. Из-за этого увидеть их в велосипедах можно очень редко.
Как ухаживать за вилкой велосипеда: частота и рекомендации специалистов
Правила обслуживания вилок обычно расписываются в инструкциях, которые прилагаются к покупке. Если вы приобрели велосипед и не нашли там инструкций, то рекомендации можно найти на сайте фирмы-изготовителя. Но внутрь вилки самостоятельно заглядывать не стоит, лучше обратиться в мастерскую или сервисный центр.
Мероприятия по уходу за вилкой велосипеда должны проводиться регулярно:
- После каждой поездки необходимо протирать поверхности около сальников от пыли и грязи.
- Каждые 100 км пробега и перед сезоном смазывать детали в районе сальников.
- Каждые 500 км пробега проводить осмотр деталей на целостность, смазывать или менять сальники на новые.
- Ежегодно или раз в полугодие (в зависимости от частоты езды) заменять масло в масляной ванне.
Как правильно ухаживать за велосипедом зимой
Основа зимнего ухода должна концентрироваться на ходовой части, так как степень ее износа из-за низкой температуры, высокой влажности, смеси снега с реагентами сильно повышается.
Больше всего в зимний период достается цепи. Для ее сохранения в нормальном виде она нуждается в очистке и смазке после каждого заезда или как минимум каждые 50 км. Регулярнее, чем летом, смазывается и рулевая колонка, и втулки колес. Несколько раз за зиму требуется разобрать и покрыть смазочным раствором подшипники.
Если при поездке зимой вы ощущаете, что переключение скоростей затруднено, то это повод задуматься о попадании в коробку воды. Чтобы предотвратить это, обслуживание должно включать обработку аэрозольной смазкой, которая не дает влаге попадать внутрь механизмов. Тросы требуется смазать густым средством еще до зимней езды, а места, где они помещаются в рубашки, каждый день обрабатывать аэрозолем.
Важно затронуть и вопрос, как ухаживать за велосипедом, если в зимнее время вы им не пользуетесь.
Чтобы минимизировать риск воздействия перепадов температур на двухколесный транспорт, специалисты рекомендуют зимой ставить его в прохладное помещение. Например, на застекленный балкон. Это убережет камеры от перепадов давления, а сам велосипед от влияния конденсата.
Жилые помещения, застекленный балкон или гараж — самые удачные места для хранения до начала сезона. В гараже, например, допускается повесить его на стену при недостатке места. То же самое можно сделать в коридоре многоквартирного дома.
Чего стоит избегать, так это хранения под открытым небом. Ветер, дождь, снег, перепады температур не лучшим образом отразятся на функционировании механизмов, которые потом трудно будет восстановить.
Хранить конструкцию можно как в собранном, так и в разобранном виде:
- Собранный. Если вы планируете держать его в таком виде, то желательно подвесить, чтобы колеса не доходили до пола и не деформировались при падении давления в шинах. Об этом нельзя забывать при хранении велосипеда в неотапливаемых комнатах — забывчивость может обернуться трещинами на шинах;
- Разобранный. При выборе этого способа с конструкции снимают колеса и седло. Первые оборачивают в ткань или полиэтилен, который защищает от пыли и грязи. Второе желательно разместить дома, так поверхность не будет деформироваться.
Внимательное соблюдение этих правил дает гарантию, что двухколесный транспорт без перебоев прослужит вам десятки лет.