
Как подобрать велосипед, чтобы он был надежным и при этом подходил по росту, весу и стилю езды? Этот вопрос волнует многих неопытных велолюбителей, которые хотят обзавестись двухколесным транспортом. Выбор усложняется множеством технических параметров моделей. Разберемся, на какие показатели обращать внимание, и как не ошибиться при покупке.
Тип велосипеда
Разделение велосипедов на типы облегчает выбор под стиль езды и предполагаемой местности «покатушек». Рассмотрим распространенные разновидности и узнаем, для чего они подходят.
- Городские. Используют для небыстрых (до 25 км в час) и непродолжительных велосипедных прогулок по городу. Некоторые модели имеют одну скорость, но есть варианты и с 3-7 позициями. Обычно они оснащены массивной рамой, которая обеспечивает устойчивость конструкции, а также комфортным рулем и сидением. Дополнительно транспорт может быть дополнен миниатюрным багажником или корзиной. Масса такого байка — не более 15-17 килограммов.
- Горные. Их также называют маунтинбайк, MTB, ATB, найнер и кросс-кантри. Подходящий вариант для поездок по бездорожью. Количество скоростей достигает 24, а облегченная рама позволяет не только быстро, но и легко передвигаться по неровной дороге. Удобство поддерживается широким рулем, крупными колесами с протектором, которые блокируют скольжение даже после дождя. Ездить можно по бездорожью и по городским улицам. Масса такой конструкции — до 14-16 кг. Но универсальная модель имеет и недостатки — преждевременный износ протектора, усложненный ход педалей. При этом ценник на нее значительно выше.
- Шоссейные. Для передвижения на высокой скорости. Это не то же самое, что трековые модели. В шоссейных руль легко передвигается и слегка опущен, а рама легкая и подвижная. Масса обычно не превышает 9 кг. Говоря о том, какой велосипед лучше для ровной дороги, стоит остановиться на спортивном.
- Гибридные. Объединяют в себе особенности шоссейного и горного видов. Благодаря этому, подходят как для катаний по асфальту, так и по крутым лесным тропам. Модель отличается наличием прочных колес, амортизационной вилки, массивной рамы и заниженного руля. От шоссейного варианта здесь узкие и гладкие покрышки. Поэтому если вы думаете, какой велосипед выбрать для обычной дороги и одновременно пересеченной местности, то это лучший вариант. Всего у него более 10 скоростей, масса колеблется в районе 10-15 кг, а на конструкцию устанавливается багажник.
- Трюковые, или BMX. Выделяются небольшими габаритами и диаметром колес, массой до 12 кг и сниженным сидением. Благодаря этому повышается маневренность для демонстрирования трюков: от прыжков на одном колесе до сальто. Для лучшего баланса предусмотрены специальные железные трубы, размещенные на втулке переднего и заднего колеса.
- Складные. Вид, который оборудован трансформирующейся рамой и другими складывающимися элементами. Модель компактна, комфортна при хранении и перевозке, имеет вес до 10-13 кг. Поэтому ее часто покупают путешественники. Корпус двухколесного транспорта изготовлен из металла повышенной прочности, а колеса имеют диаметр до 24 дюймов с опцией переключения скоростей. Но ездить на очень высокой скорости на таком не удасться.
Размер велосипеда
Этот показатель ориентирован на рост человека. При неправильном выборе у велосипедиста будут болеть спина и колени, появятся неприятные ощущения в мышцах и суставах. Самостоятельно определить, подходит вам двухколесный друг или нет, можно при помощи собственной ладони. Если она помещается между пахом и рамой, то габариты подобраны верно. Советуем сверить эти данные с рекомендациями специалистов с учетом роста.
В таблице ниже вы найдете, как подобрать велосипед по росту:
Рост | Размер рамы в дюймах |
От 135 до 155 см | 14 |
От 150 до 165 см | 16 |
От 165 до 180 см | 18 |
От 180 до 190 см | 20 |
От 190 до 200 см | 22 |
От 200 до 210 см | 24 |
Рама
Обсуждая тему выбора велосипеда, нельзя упустить значение рамы. Качественная отличается легкостью и прочностью. Важен и ее размер — правильный не будет давать излишнюю нагрузку на мышцы и суставы, убережет от травм после резких остановок и неровностей. Размеры подбирают в соответствии с ростом. С этой информацией вы можете ознакомиться в таблице, как подобрать велосипед, размещенной выше.
Особое внимание уделяют геометрии, которая отвечает за маневренность и устойчивость конструкции при возникновении ям и камней на пути. На скорость езды, трудности обслуживания и комфорт во время велопрогулки также влияет материал рамы:
- Сталь. Материал отличается низкой стоимостью, но он тяжелый и не слишком прочный. Обычно такие рамы требуют подкрашивания, а со временем в месте царапин будет образовываться ржавчина. Достоинство в том, что их легко ремонтировать, а для нормального функционирования не требуется подвеска.
- Алюминий. Легкий, не подверженный образованию коррозии металл. По прочности хуже стали, нуждается в подвеске. При этом он жесткий — это можно прочувствовать, прокатившись по каменистой дорожке. Ценник таких велосипедов немного выше, чем моделей со стальной рамой.
- Титан. Один из самых прочных материалов, который не ржавеет. Имеет высокую стоимость.
- Карбон. Наиболее дорогой и качественный из существующих на рынке материалов. Имеет малый вес и высокую прочность. Единственное, от чего рекомендуют беречь его производители, — от удара острыми предметами. Ремонт такой конструкции затратный.
Колеса
Задаваясь вопросом, как выбрать велосипед, специалисты советуют уделить отдельное внимание колесам. Их прочность определяет диаметр, ширина шин и обода. От первого параметра также зависит, с какой скоростью получится разогнаться и на какие расстояния проехать.
Какой велосипед купить ребенку и взрослому в зависимости от диаметра колес и возраста велосипедиста:
- 10 дюймов — для детей от 1 года до 3 лет;
- 16 дюймов — от 3 до 6 лет;
- 20 дюймов — стандартный диаметр колес для трюковых и складных моделей, а также велосипедов для детей от 6 до 9 лет;
- 24 дюйма — для подростковых или складных велосипедов;
- 26 дюймов — для горных и городских моделей для взрослых людей низкого или среднего роста;
- 27,5 дюйма — для современных горных моделей с плавностью хода и хорошим сцеплением с покрытием;
- 28 дюймов — для шоссейников или гибридных видов транспорта;
- 29 дюймов — для высоких людей или использования в горных велосипедах.
Число ободов также влияет на прочность колеса — чем их больше, тем проще велосипеду справляться с нагрузкой. Универсальный вариант — двухободный.
Шины
От ширины шин зависит проходимость велосипеда. Более толстые обеспечат лучшую амортизацию и степень сопротивления. Варианты тоньше менее универсальные, но управлять таким велосипедом проще.
Выбор типа шин зависит от покрытия, по которому вы собираетесь ездить. Для асфальта подойдут варианты с протектором до 2 дюймов. Для лесных дорог или гравия хороши гладкие в центре и с протектором по бокам.
Если выбирать разновидности с полным покрытием в виде протекторов, будет теряться до 15% скорости даже на ровной дороге. Для бездорожья требуются плотные шипы. В случае дождливой погоды стоит предусмотреть влагоотводящие, которые остановят брызги.
Амортизация
При изучении рекомендаций, как правильно выбрать велосипед, специалисты выделяют амортизацию. Она дает хорошее сцепление с дорогой и смягчает удары. При высоком уровне этого показателя неровности на дороге ощущаются меньше, а управление становится проще.
Существует несколько схем амортизации:
- Ригид. Амортизация в этом случае отсутствует. Подходит для шоссейных, дорожных, некоторых городских и трюковых моделей. Не используется на неровных покрытиях, но удобна тем, что является самой легкой.
- Хардтейл. Популярный вариант, когда велосипед имеет амортизационную переднюю вилку и жесткий хвостовик. Идеален для пересеченной местности.
- Двухподвес. Предусмотрена амортизация сзади и спереди корпуса, что актуально для горных велосипедов.
Тормоза
Если вы задаетесь вопросом, как выбрать велосипед для мужчины, женщины или ребенка, то вам нужно знать также о тормозной системе. Ее виды:
- Ножная. Простой в эксплуатации, так как легко отвернуть педаль. Недостаток в том, что такая система требует мгновенной реакции при необходимости быстро остановиться.
- Ободной тормоз. Популярный вид передних и задних тормозов. Функционирует при помощи нажатия на специальные тормозные ручки, размещенные на руле. Кроме простоты использования, он еще недорого стоит.
- Клещевой. Работает по сходной с ободным схеме, но применяют его преимущественно для шоссейников.
- Дисковый механический тормоз. Принцип работы такой же, как и у двух предыдущих. Но на втулку ставят тормозной ротор. Комфортен для пользования, но требует регулярного подкручивания, а его масса больше остальных.
- Дисковый гидравлический тормоз. Похож на механический тип, но торможение происходит с использованием поршней. Среди недостатков — трудности в ремонте и высокая стоимость.
Переключатели
Существует два вида переключателей:
- Перекидка. Переключение передач осуществляется, когда происходит нажатие на переключатель. Специальный трос натягивается, и цепи смещаются. Обычно конструкцию можно встретить на заднем колесе. Среди преимуществ переключателя — низкая цена, простота использования и устойчивость к сильным нагрузкам.
- «Планетарка». По механизму работы похожа на автомобильную коробку передач и выполнена в виде шестеренок, которые ставят в заднюю втулку. Режимы меняются в зависимости от натяжения или ослабления троса. К достоинствам относят неприхотливость, быстрое переключение скоростей. Есть и недостаток — система не подлежит ремонту после поломки.
На выбор велосипеда влияет немало факторов. При этом единого мнения по поводу лучшего оборудования пока нет. Поэтому при покупке ориентируйтесь на собственные ощущения и учитывайте советы специалистов, как узнать размер велосипеда, как подобрать велосипед по весу и на какие отдельные системы обратить внимание. Так на байке вам будет максимально комфортно ездить, и поездка принесет только положительные эмоции.